ММЦ: День единых действий - «Глобальные компетенции – основной компонент функциональной грамотности»
В рамках реализации утверждённого плана деятельности Международного методического центра «Академия педагогического мастерства: навыки XXI века» и программы XVII Областного педагогического марафона «Повышение качества современного образования: актуальные задачи и эффективные практики» БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» 7 октября 2020 года состоялся в регионе состоялся День единых действий по теме: «Глобальные компетенции – основной компонент функциональной грамотности».
Цель проведения Дня единых действий - создание условий для неформального образования педагогов, развитие профессиональных компетенций, необходимых для формирования у обучающихся глобальной компетентности через апробирование программ и сценариев урочной и внеурочной деятельности для детей, корпоративных профессиональных практик для педагогов, подготовленным и предложенным участниками ММЦ «Академия педагогического мастерства: навыки XXI века.
Проведение Дня единых действий направленно на практику формирования у обучающихся глобальных компетенций: способности к отбору информации, умению мыслить нестандартно и гибко, понимать смыслы, вычислять и мыслить проективно, способности к сотрудничеству, инициативности, межкультурной компетентности и позитивному мышлению.
В Дне единых действий приняли участие руководители организаций образования, руководители и специалисты муниципальных методических служб, учителя - участники, педагоги-наставники и молодые педагоги Большереченского, Знаменского, Черлакского, Нижнеомского, Называевского, Усть-Ишимского, Павлоградского, Седельниковского, Азовского, Тевризского, Саргатского, Исилькульского, Калачинского, Большеуковского, Марьяновского, Тюкалинского, Омского, Кормиловского, Полтавского, Саргатского, Крутинского, Муромцевского, Тарского, Русско-Полянского, Одесского, Горьковского, Колосовского, Щербакульского, Оконешниковского, Любинского, Тюкалинского, Москаленковского муниципальных районов области и города Омска.
Всего проведено 408 мероприятий, в которых приняли участие 9200 обучающихся и педагогов области. В перечне реализованных образовательных проектов:
- Мировое кафе «Глобальная компетентность – реалии современного времени», целью проведения которого является развитие профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций и специалистов методических служб, необходимых для организации учебно-воспитательного процесса, отвечающего современным вызовам и направленного на формирование у обучающихся навыков XXI века;
- Антиконференция «Глобальная компетентность – реалии современного времени» направлена на создание условий для неформального образования педагогов, развитие профессиональных компетенций, необходимых для формирования у обучающихся глобальной компетентности
- Квест «Образование в мире: право и бизнес», «Футбол и дружба», проведение которого решает задачи развития у обучающихся способности критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера. Целевая группа: обучающиеся 7-8 классов. Организаторы квеста: молодые педагоги.
- Викторина «Человек в глобальном мире», цель проведения которой направлена на выявление представлений обучающихся 7-8 классов в области глобальных компетенций. Участники Викторины: обучающиеся 7-8 классов.
- Педагогическая мастерская «Разработка краткосрочной программы внеурочной деятельности, направленной на развитие глобальных компетенций обучающихся» была направлена на создание совместных краткосрочных программ внеурочных курсов путем совместной творческой деятельности молодых и педагогов-наставников.
Всю информацию о проведенных мероприятиях участники Дня единых действий расположили в сети Интернет на школьных сайтах, социальных сетях ВКонтакте, Яндекс-дисках. Например, БОУ г. Омска «Гимназия № 85» разместила информацию о Дне единых действий на страницах социальной сети: https://vk.com/club193867131?w=wall193867131_127%2Fall: «Интересным для коллектива было участие в необычном мероприятии Дня единых действий на тему «Глобальная компетентность – реалии современного времени» в формате антиконференции. Из-за особого графика работы учреждения конференция проводилась в два этапа. На первом этапе учителя начальных классов в группах сменного состава обсуждали проблемы формирования и развития глобальных компетенций у младших школьников:
- Можно ли развить у учащихся начальной школы межкультурную грамотность и понимание разноплановых универсальных ценностей в условиях глобализации? (модератор группы - Силина Лариса Николаевна)
- Как связано развитие картографических умений учащихся начальной школы с развитием глобальных компетенций? (модератор группы - Ланерт Ольга Николаевна)
- Какие возможности может использовать учитель начальной школы при развитии проективного мышления у обучающихся в условиях реализации ФГОС? (модератор группы - Луговик Инна Геннадьевна)
Ответственным за организацию и проведение антиконференции для учителей начальной школы была Голубева Лариса Анатольевна, руководитель кафедры учителей начальных классов.
На втором этапе учителя старшей школы обсудили проблемы, связанные с развитием учащихся 5-11 классов.
Предлагаемые вопросы для обсуждения в формате антиконференции:
- Как организовать учебный процесс в классе, чтобы подготовить выпускника школы жить и работать в обществе в условиях глобализации? (модератор группы - Быкова Юлия Валерьевна, спикер - Рычагов Вячеслав Анатольевич)
- Какие методы и приемы обучения могут быть эффективны при формировании у обучающихся навыков понимания и критического анализа глобальных проблем? (модератор - Денисова Татьяна Николаевна, спикер - Ястребова Инна Михайловна)
- Как развить проективное мышление у обучающихся в условиях реализации ФГОС? (модератор группы - Алексеенко Елена Федоровна, спикер - Велева Ирина Сергеевна).
Основным итогом антиконференции стало понимание необходимости междпредметного взаимодействия при решении проблемы формирования и развития глобальных компетенций. Педагоги отметили, что развитие глобальных компетенций необходимо не только для получения хороших результатов мониторингов и исследований, а в первую очередь как возможность реализации современного понимания функциональной грамотности, которое отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество»
Со страницы сайта МБОУ «Исилькульский лицей», где в Дне единых действий приняли участие 99 обучающихся: «6 октября в лицее прошла необычная викторина. Международный методический центр «Академия педагогического мастерства: навыки XXI века» подготовил интересные материалы для Дня единых действий по теме «Глобальные компетенции – основной компонент функциональной грамотности». Цель викторины - выявление представлений обучающихся 7-8 классов в области глобальных компетенций. Ученики в командных соревнованиях отвечали на вопросы викторины «Человек в глобальном мире» по двум разделам: Мир вокруг нас/Природа и Мир вокруг нас/Человек. Узнали много нового, интересного, неожиданного: почему в Швеции владельцы собак отдают предпочтение низким, прижатым к земле породам, а в соседней Норвегии, наоборот, любят нескладно высоких, как двухэтажный автобус, собак или правда ли, что синий арбуз растет в Японии и меняет вкус, когда вы его едите. Все участники получили массу положительных эмоций, ведь «учиться надо весело, чтоб хорошо учиться» http://oulic.isil.obr55.ru/%D0%BD%D0%BE%
Опыт проведения в регионе Дня единых действий демонстрирует заинтересованность педагогов в решении вопросов, связанных с формированием глобальных компетенций у обучающихся, позволяет освоить опыт проведения таких форматов мероприятий, как: антконференция, мировое кафе, КВЕСТ, педагогическая мастерская; объединить педагогические коллективы школ для обсуждения и выстраивания общих стратегий профессиональной деятельности в области реализации ФГОС.
Приглашаем познакомиться с итогами Дня единых действий из «первых рук», обратившись к предоставленным ссылкам.
Все участники Дня единых действий будут отмечены Сертификатами Международного методического центра «Академия педагогического мастерства: навыки XXI века».