Навыки XXI века

ГЛОБАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Способность к отбору информации

Это умение подразумевает работу над умственным восприятием переработанной информации, что делает возможным успешное развитие человека на социальном уровне. Необходимо научиться отбирать поступающую информацию, извлекать из её огромного потока только то, что действительно важно, а всё, являющееся второстепенным и второсортным, отсеивать.

Способность мыслить нестандартно и гибко

Наиболее эффективные решения многих задач можно найти лишь за границами какой-либо системы. Если человек умеет мыслить нестандартно, а также подстраиваться под изменчивые условия, он может максимально продуктивно разрешать вопросы абсолютно любой сложности, генерировать новые и креативные идеи и находить положительные стороны даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях

Способность понимать смыслы

Способность распознавать множество «подводных камней» при взаимодействии с другими людьми, а также делать верные выводы, основываясь на минимальном количестве получаемой информации

Социальный интеллект

Социальный интеллект, как качество, будет обладать в будущем даже большей ценностью, нежели коэффициент интеллекта. Хорошо развитые коммуникационные навыки могут считаться гарантом того, что человек будет в состоянии не только создать вокруг себя наиболее подходящую среду, но и воздействовать на окружающих людей. Посредством умелого разделения различных проявлений других людей, таких как, к примеру, тон, настроение или эмоции, можно многократно повысить продуктивность своего общения

Способность работать с современными СМИ

В настоящее время веб-сайты, называемые блогами, уже считаются полноценными средствами массовой информации. Также и социальные сети, наряду с ними, являются тем пространством, где происходит общение людей, причём, не только развлекательное, но и деловое. Освоение современных СМИ предлагает человеку широчайший спектр возможностей, от знакомства с новыми людьми и поиска информации до заключения сделок, общения с клиентами и т.п

Универсальность навыков и мышления

Быть профессионалом в каком-либо одном направлении уже совершенно недостаточно. Основной и главной задачей человека сегодня и в ближайшее будущее должно стать самообразование, т.к. наибольшей ценностью будут обладать люди, развитые разностороннее. Помимо этого, такие люди более практичны, ведь они могут подходить к решению даже одной задачи с множества сторон, а также способны налаживать контакт и находить общий язык с профессионалами в других областях.

Способность мыслить проективно

Умение ставить цели и планировать процесс их достижения от начального до финального этапа, а также способность организовывать для достижения необходимого результата все ресурсы, которые имеются в распоряжении. Кроме того, способность мыслить проективно требует от человека умения ставить задачи в простой форме и взаимодействовать в процессе реализации планов с множеством разных контекстов. Сюда же можно отнести умение эффективно управлять временем

Способность вычислять

Всё большую актуальность приобретает способность человека к обработке больших объёмов информации и определению её достоверности и значимости в каждом отдельном случае. В современном мире каждый день появляется колоссальное количество всевозможных данных, которые человек должен быть в состоянии свести к простым и чётким алгоритмам действия

Сотрудничество в виртуальном пространстве

Всё большое количество сотрудников разных фирм и организаций отходит от офисной работы. И большое значение во всём этом имеет способность человека, как и самих организаций, организовывать процесс удалённой работы и сотрудничества с другими людьми и организациями в виртуальном пространстве Интернета

Межкультурная компетентность

Культурная осведомлённость и самовыражение. Признание важности креативного выражения идей, опыта и эмоций через различные каналы (музыка, литература, искусство, театр и т.п.) Способность воспринимать культуру человечества на основе межкультурной грамотности и понимания разноплановых универсальных ценностей

Социальная и гражданская грамотность

Личная, межличностная и межкультурная компетентность, а также формы поведения, помогающие индивиду эффективно и конструктивно участвовать в общественной и трудовой жизни. Самооценка и оценка работы других людей через конструктивную критику. Преодоление вызовов и принятие совместных решений в группе.

Гражданская грамотность предполагает активное участие в изменении общества к лучшему, обладая ценностями и установками, необходимыми для того, чтобы быть частью местного, национального и глобального сообщества человека, живущего в гармонии с окружающими, разделяющего этические установки взаимной заботы и совместного использования ресурсов, обладающего демократическими и гражданскими установками, а также чувством принадлежности к своему местному сообществу, стране и миру в целом

Инициативность и предпринимательская способность

Способность превращать идеи в конкретные действия, включая креативность, инновационный подход и умение видеть и принимать риски, а также способность планировать и управлять проектами с целью достижения поставленных целей

Позитивное мышление

Способность к позитивному мышлению позволяет контролировать свои эмоции. Позитивное мышление способствует формированию мотивации, что заставляет людей двигаться вперёд, когда работа становится частью жизни, а не обязанностью. Сюда же относится конструктивное управление эмоциями

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Читательская грамотность / Языковая грамотность

Читательская грамотность — это способность индивидуума понимать, оценивать и использовать информацию из письменных текстов для освоения и расширения знаний, достижения поставленных целей, развития потенциала, участия в общественной жизни. Возможность использовать языковые ресурсы в сфере будущей профессиональной деятельности обучающего и в социуме в качестве средства коммуникации.

Под грамотностью чтения понимается способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии, использование их содержания для достижения собственных целей, пополнение знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.

Основными параметрами оценки читательской грамотности являются текст, ситуация и вопрос, так как только в совокупности они могут развивать умения не пересказа прочитанного, а поиска и интерпретации информации. В этом смысле полное понимание текста зависит от умения найти необходимую информацию и извлечь ее из общего контекста, сформулировать общее понимание текста и представить собственную точку зрения о содержании и форме текстового сообщения. Также к читательской грамотности относится способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение).

Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста, вычленить из текста новую информацию и формулировать его главную идею.

Математическая грамотность

Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, методов, фактов и инструментов для того, чтобы описать, объяснить и предсказать явления, а также интерпретацию полученного решения математической задачи

Естественнонаучная грамотность

Естественнонаучная грамотность - способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, которые основаны на научных доказательствах. Понимание основных особенностей естествознания, как формы человеческого познания. Демонстрирование осведомлённости в том, что естественные науки и технологии, оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества. Проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием

ИКТ-грамотность

ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

Одной из главных задач современной информатизации российской школы является не только насыщение ее новейшими компьютерами и подключение к интернету, но и развитие способности учеников грамотно и эффективно использовать коммуникационные технологии в работе с информацией. Школьники должны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию. Это поможет подросткам успешно продолжать обучение в течение дальнейшей жизни, подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и работать в информационном обществе, в условиях рыночной экономики

Финансовая грамотность

Финансовая грамотность - знания и умения человека в финансовой сфере, умение управлять своими личными финансами, участвовать в экономической жизни общества.

Финансовая грамотность складывается из трёх составляющих: финансовые знания (о денежных знаках, процессах, которые происходят в финансовой и экономической жизни, доходах и расходах, разных видах финансовых мошенников и др.), финансовые умения (распоряжаться собственными финансами и преумножать их), финансовые способы действия (действовать грамотно в управлении личными финансами в разных ситуациях, в том числе неопределённых). Финансовая грамотность обучающихся формируется и развивается посредством содержания различных школьных предметов в следующих контекстах: «Образование и работа», «Дом и семья», «Личные траты, досуг и отдых», «Общество и гражданин»

Культурная и гражданская грамотность

Культурная и гражданская грамотность - способность находить и принимать смыслы и ценности жизни, базируясь на эмпатии и понимании окружающих и их культурных особенностей, активное участие в изменении общества к лучшему, обладание ценностями и установками, необходимыми для того, чтобы быть частью местного, национального и глобального сообщества. Личная, межличностная и межкультурная компетентность, а также формы поведения, помогающие индивиду эффективно и конструктивно участвовать в общественной и трудовой жизни

КОМПЕТЕНЦИИ

Критическое мышление/решение проблем

Критическое мышление - способность ясно и рационально мыслить и понимать логическую связь между различными концептами и идеями. Способность развивать независимое и рефлексивное мышление.

Критическое мышление предполагает применение способности рассуждать. Его суть состоит в том, чтобы активно учиться, а не просто быть пассивным получателем информации. Люди, которые имеют развитое критическое мышление, зачастую ставят идеи и факты под сомнение вместо того, чтобы принять их в первоначальном варианте. Они также стараются выяснить, соответствуют ли их идеи, аргументы и выводы с общей системе ценностей, сохраняя открытость для возражений и дискуссий

Характеристики человека с развитым критическим мышлением:

• Понимает причинно-следственные связи между фактами и идеями окружающей действительности;

• Может определить важность аргументов и идей;

• Признает и оценивает другие точки зрения, выстраивает обоснованные аргументы;

• Умеет выявлять несоответствия и ошибки в ходе рассуждения;

• Старается решать возникающие проблемы последовательно и планомерно;

• Размышляет над обоснованием своих собственных убеждений, мыслей и ценностей

Креативность

Креативность - способность к творческому мышлению, озарению и открытию. Это основа развития всех сфер человеческой культуры: науки, технологии, философии, искусства, гуманитарных наук и других областей. Сегодня общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и новых технологий. Креативность определяется, как способность представить и разработать принципиально новые подходы к решению проблем, давать новые ответы и ставить новые вопросы или выражать идеи, применяя, синтезируя и видоизменяя знания. Под креативным мышлением понимается способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Креативное мышление проявляется не в случайном выплеске новых идей, оно может приносить и реальную весомую отдачу. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на возникающие вызовы. На способность мыслить креативно влияют как внутренние факторы - знание предмета, любознательность, уверенность в своих силах, нацеленность на достижение цели

Коммуникация

Коммуникация - навыки качественного устного и письменного общения, умение говорить публично и внимательно слушать. Коммуника́ция - общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д. — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Будучи социальным процессом, коммуникация служит формированию общества в целом, выполняя в нём связующую функцию.

Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в определённых рамках.

Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

• Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

• Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

• Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации

Сотрудничество

Сотрудничество – это деятельность нескольких сторон, благодаря которой все участники получают определённую выгоду. Сотрудничество, как навык XXI века, включает в себя наличие лидерских качеств, умение работать в команде. Важным умением является способность с уважением выслушивать мнение окружающих и эффективно выражать свои собственные мысли и чувства в разнообразных жизненных ситуациях

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

Любознательность

Интерес к получению новых знаний, внутренняя открытость к людям, явлениям, окружающему миру, искреннее стремление удовлетворить познавательные потребности и получить новый опыт или впечатления. Любознательность подразумевает готовность к обучению, приобретение опыта у знающих. Она стимулирует к развитию.

Любознательность вовлекает человека в мир открытий, приносит положительные эмоции, освобождает от безразличия, побуждает к действию, расширяет кругозор и позволяет взглянуть на мир без стереотипов. Благодаря любознательности исследователей наука не стоит на месте, в сочетании с трудолюбием это качество даёт непревзойдённые результаты.

Любознательность "создаёт" лучших учащихся. Любознательный человек отличается полноценным восприятием и неподдельным вниманием к собеседнику. Для него не бывает скучных тем, в любой из них он отыщет что-то захватывающее

Инициативность

Инициативность — это способность личности к самостоятельной деятельности, умственная или физическая волевая активность, своевременно проявляемая в организации действий, направленных на достижение как собственных, так и общественных целей.

Инициативный человек — это энергичный, обладающий достаточной долей находчивости и предприимчивости индивидуум, свободно самовыражающийся и всегда готовый лично отвечать за последствия принимаемых им решений.

Инициативность — это устойчивое свойство личности, которое проявляется не под влиянием чьих-то указаний, напротив, это осознанное и решительное желание что-то начать или преобразовать.

Инициативность – существенная сторона воли, состоящая не в простом действии по необходимости или под влиянием чьих-то указаний, а в действиях творческих, требующих смелости, находчивости и ответственности за последствия. Это качество личности проявляется как осознанное стремление к движению, преобразованию, изменению чего бы то ни было.

Упорство/настойчивость

Упорство и настойчивость – волевые черты характера, благодаря которым человек достигает поставленных задач, преодолевая внешние и внутренние преграды. Эти черты подразумевают целеустремлённость и готовность следовать выбранному пути. Упорство – это способность выдерживать тяжёлые ситуации, противостоять неудачам и добиваться нужного результата в настоящий момент. Важно учитывать, что упорный человек при повторяющихся неудачах ищет новые способы решения проблем, развивая гибкость ума и находчивость. Настойчивость направлена на долговременные достижения. Она подразумевает способность следовать выбранным путём определённый период времени, может быть даже много лет, и сохранить решимость и энтузиазм в разных ситуациях. Настойчивостью также можно назвать способность сохранить веру в любимое дело и энтузиазм, не пасуя перед неудачами неопределённое количество времени.

Приспособляемость

Приспособляемость - умение или способность приспособиться, примениться к окружающим условиям, способность управлять собой, выстраивать свою идентичность, жизнь и карьеру на базе целостного личностного роста

Лидерство

Лидерство - процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели. Под лидерством принято подразумевать способность личности влиять как на отдельного человека, так и на группу лиц, при этом направлять усилиях всех на осуществление определённой цели.

Лидер – личность, которая способна объединить людей для достижения определённой цели.

Лидерство — способность брать на себя ответственность, принимать решения, отстаивать свою точку зрения, быть надёжным. Это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей.

Социальная и культурная осведомлённость

Социально-эмоциональные компетенции - результат образования в 21 веке.

Предпосылками для подобных заявлений являются процессы цифровизации общества. Для того чтобы в современном мире быть успешным требуется умение мыслить между границами предметов и создавать новое знание самостоятельно.

Помимо производства новых идей, люди должны быть способны работать в группе, сотрудничать и успешно взаимодействовать друг с другом. Без развитых умений коммуникации дальнейший прогресс общества невозможен.

На уровень развития коммуникативной компетенции и навыков эффективного сотрудничества влияет степень сформированности социально-эмоциональных компетенций.

По определению Джонатана Коэна профессора Колумбийского университета (Cohen, 2005) социально-эмоциональное развитие включает личный опыт ребёнка, самовыражение, управление эмоциональным состоянием, способность устанавливать хорошие и взаимовыгодные отношения с другими.

Социально-эмоциональные компетенции (все вместе представляют собой социально-эмоциональный интеллект).

Традиционно в методике к ним относят:

Адаптивность. Способность учащегося принимать изменения, готовность к тому, что условия деятельности будут меняться.

Внимание. Способность выборочно и осознанно фокусироваться на поставленных задачах.

Смелость. Способность преодолевать страх и неуверенность в себе перед принятием решений.

Корректность в общении с другими. Способность проявления в словах и делах уважительного отношения к окружающим.

Эмпатия. Способность интуитивно понимать чувства других.

Снисходительность. Способность адекватно реагировать на проступки без намерения отмщения или наказания обидчика.

Благодарность. Способность выражать благодарность за полученные блага.

Честность. Способность говорить правду.

Юмор. Способность поддерживать легкое отношение к жизни, воспринимая происходящее в игровой манере.

Терпение. Способность сохранять спокойствие в дискомфортных ситуациях.

Настойчивость. Способность удерживать цели своей деятельности, несмотря на неудачные попытки решения задач.

Принятие ответственности. Взаимодействие с новизной, переменами, разнообразием, неопределённостью предполагает способность человека как к самостоятельному мышлению, так и к работе в команде. В основе этой компетенции лежит способность к саморегуляции, включающая самоконтроль, личную эффективность, ответственность, способность решать проблемы и адаптироваться.

Разрешение проблем и противоречий. В мире неравных возможностей молодым людям потребуется умение улаживать конфликты и снимать напряжённость, находить баланс между справедливостью и свободой, независимостью и сообществом, инновацией и традицией. Во взаимозависимом мире люди только тогда достигнут благополучия, когда поймут потребности и желания других. Чтобы быть готовыми к будущему, нам необходимо научиться думать и действовать слаженно.