Естеcтвеннонаучная грамотность: учим быть успешными (разработка краткосрочных курсов внеурочной деятельности)

О проекте

Авторы и координаторы проекта:

  • Янушенко Светлана Петровна, заведующий кафедрой ЕГТО;
  • Белан Наталья Алексеевна, доцент кафедры ЕГТО;
  • Захарова Елена Олеговна, доцент кафедры ЕГТО;
  • Шевченко Вероника Петровна, методист кафедры ЕГТО (администратор)

Куратор проекта: Янушенко Светлана Петровна, заведующий кафедрой ЕГТО

Формирование естественнонаучной грамотности у обучающихся – важнейшая задача для педагога. Понятие естественнонаучной грамотности включает в себя способность учащихся применять предметные знания и базовые навыки для решения повседневных задач, умение комплексно решать проблемы разной степени сложности в ситуациях, выходящих за рамки учебного пространства.

Функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Одним из инструментариев формирования естественнонаучной грамотности школьников, являются программы внеурочной деятельности, которые реализуются в образовательной организации. Целью данных программ является формирование функционально грамотной личности, её готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Участники проекта: учителя биологии, географии, химии, технологии, физики.

Сроки проведения: с 12 февраля по 13 мая 2024 года

Цель проведения телекоммуникационного проекта: разработка краткосрочных программ внеурочной деятельности, направленных на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся.

Итоговый продукт проекта: краткосрочные программы внеурочной деятельности, направленные на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся.

Этапы проекта

1-й этап «Естественнонаучная грамотность: учим быть успешными» (12 – 29 февраля)

Цель этапа – формирование группы участников проекта.

Деятельность участников: регистрируются на сайте проекта, знакомятся с его структурой; знакомятся с материалами по естественнонаучной грамотности.

Взаимодействие участников проекта: координаторы проекта организуют знакомство со структурой сайта проекта.

Что оценивается: количество участников на основе сформированной базы данных участников проекта с использованием регистрационной формы.

2-й этап «Ознакомление с теоретическим материалом по разработке программ внеурочной деятельности, направленных на формирование естественнонаучной грамотности» (1 – 11 марта)

Цель этапа – изучение материалов по разработке программ внеурочной деятельности, направленных на формирование естественнонаучной грамотности в условиях реализации ФГОС.

Деятельность участников: знакомятся с материалами по разработке программ внеурочной деятельности, направленных на формирование естественнонаучной грамотности в условиях реализации ФГОС. По итогам работы участники выполняют тест из 10 вопросов. Набравшие 5 баллов в тесте проходят в следующий этап проекта.

Итоговый продукт: выполненные тестовые задания, позволяющие оценить освоение основных знаний по естественнонаучной грамотности.

Взаимодействие участников проекта осуществляется через размещение рекомендаций к ознакомлению с материалами.

Что оценивается: правильность выполнения тестовых заданий.

3-й этап Разработка продуктов в соответствии с критериями (12 марта – 16 апреля)

Цель этапа – разработка программ внеурочной деятельности, направленных на формирование естественнонаучной грамотности в условиях реализации ФГОС.

Деятельность участников: участники групп знакомятся с критериями оценки продукта, осуществляют самостоятельную разработку продукта и представляют его профессиональному сообществу, размещая его на сайте.

Итоговый продукт: программы внеурочной деятельности, направленные на формирование естественнонаучной грамотности в условиях реализации ФГОС.

Взаимодействие участников проекта: участники размещают разработанные продукты для ознакомления остальных участников, экспертов на сайте с целью получения экспертной оценки, замечаний по доработке и получению предложений по улучшению продукта.

Что и как оценивается: каждый участник проекта должен представить продукт в соответствии с требованиями (критериями и показателями оценки продукта). Оценивается наличие продукта и его соответствие критериям и показателям.

4-й этап Экспертиза продуктов участниками проекта (17 – 28 апреля)

Цель этапа – провести оценку представленных продуктов в соответствии с критериями.

Деятельность участников: на данном этапе участники осуществляют самооценку продуктов проекта, используя критерии оценивания и изучают результаты экспертизы.

Итоговый продукт: заполненные оценочные формы на сайте.

Взаимодействие участников проекта: участники проекта заполняют оценочные формы и изучают результаты экспертизы на сайте.

Что оценивается: каждый участник проекта должен провести самооценку продукта. Эксперты оценивают продукты участников. Оценивается качество проведенной экспертизы и соответствие этой работы критериям оценивания.

5-й этап Подведение итогов проекта (29 апреля – 13 мая)

Цель этапа – оценка продукта и деятельности участников телекоммуникационного проекта.

Деятельность участников: выбирают лучшие разработанные задания на основе онлайн голосования; оценивают собственную деятельность в проекте по предложенному шаблону.

Итоговый продукт: заполненный шаблон самоанализа деятельности в проекте.

Взаимодействие участников проекта: координаторы мотивируют каждого участника заполнить анкеты самоанализа собственной деятельности в проекте; готовят отчет по проекту, размещают на сайте проекта разработанные задания; готовят проект приказа на выдачу документов участникам проекта, готовят информацию на сайт БОУ ДПО «ИРООО» о результатах телекоммуникационного проекта «Естественнонаучная грамотность: учим быть успешными».

Что оценивается: количество участников, завершивших проект, а также качество разработанных программ внеурочной деятельности.

В каком виде и где будут представлены итоги проекта: программы внеурочной деятельности будут представлены в электронном виде и размещены в региональном банке лучших практик на сайте БОУ ДПО «ИРООО» в разделах «Учителю биологии», «Учителю технологии», «Учителю химии».

Контактная информация: г. Омск, ул. Тарская, 2, каб. 315 (кафедра естественно-географического и технологического образования); тел. 8(913)625-02-29, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Итоговый продукт проекта «Естеcтвеннонаучная грамотность: учим быть успешными (разработка краткосрочных курсов внеурочной деятельности)»

Цель проведения ТКП: разработка краткосрочных программ внеурочной деятельности, направленных на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся.

Итоговый продукт: краткосрочные программы внеурочной деятельности, направленные на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся.

Ссылка на программы внеурочной деятельности: https://drive.google.com/drive/folders/1N4ursKIQR5GQF6D6Ymo-bSBOO7F7qlUa?usp=sharing