6 ноября 2019 года в Институте развития образования Омской области состоялось открытие Международного методического центра «Академия педагогического мастерства: навыки XXI века», создание которой было инициировано ИРООО при поддержке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD) и Сингапурской компании «Educare International Consultancy».
В открытии ММЦ «Академия педагогического мастерства: навыки XXI века» приняли участие представители педагогической общественности приграничных регионов Республики Казахстан: Северо-Казахстанской Кустанайской и Павлодарской областей, представители Регионов Российской Федерации: Республика Алтай, Курганская область, Новосибирская область, Тюменская область, Челябинская область, Оренбургская область, Омская область, г. Москва.
Всего участников: Республика Казахстан – 13, регионы Российской Федерации -30, руководители муниципальных методических служб Омской области – 33, руководители региональных ассоциаций учителей-предметников -17, молодых педагогов, участники регионального подпроекта «Будущий учитель-учитель будущего» - 19, учителя предметники, участники мастерской профессионала - 9, представители Министерства образования Омской области, Зу́га И́.М. член Политического совета Омского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия».
В рамках программы открытия Международного методического центра «Академия педагогического мастерства: навыки XXI века» были проведены ряд значимых мероприятий.
В пленарной части открытия Международного методического центра «Академия педагогического мастерства: навыки XXI века» выступили Горбунова Т.С., ректор Института развития образования Омской области, которая акцентировала внимание на задачи, поставленные перед российским образованием и определила основные векторы развития Академии педагогического мастерства.
С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась Заместитель Председателя Правительства Омской области, Министр образования Омской области Дернова Т.В., подчеркнула значимость научного и педагогического взаимодействия в рамках приграничного сотрудничества России и Казахстана в условиях глобализации современного мира.
От регионов Республики Казахстан выступила Слесарь М.В., директор ФАО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области». В своей речи Марионелла Васильевна акцентировала внимание на готовность взаимодействия и предоставления самых современных образовательных ресурсов АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» с целью создания единого эффективного образовательного процесса.
От представителей регионов Российской Федерации выступили Хохлов А. В., ректор ГБУ ДПО ЧИППКРО и Кускова М.В., проректор по учебно-методической работе ТОГИРРО предоставив информацию о системе повышения квалификации Челябинской и Тюменской областей. Серебрякова Т.Г., заместитель главного редактора по развитию АО «Издательство «Просвещение» представила актуальную информацию о возможностях издательства «Просвещение», отвечающего вызовам современного общества. Значимым событием пленарной части стало приветственное слово Андреаса Шляйхера, руководителя Департамента по образованию и навыкам Организации Экономического Сотрудничества Развития (ОЭСР), специального советника Генерального секретаря ОЭСР по вопросам политики в области образования, куратора международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. В своём видеообращении он отметил, что привлечение, удержание и развитие лучших учителей является серьёзным вызовом для системы образования во всем мире.
В Стендовой сессии региональных проектов «Эффективные практики непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников регионов Российской Федерации и Республики Казахстан» приняли участие 32 человека, представителей системы дополнительного профессионального образования педагогов из регионов России и Казахстана. В качестве спикеров выступили Саркен Р.С., директор КГУ «Центр методической работы и информационных технологий в сфере образования» Северо-Казахстанской области; Худяков Р. В., заведующий лабораторией посткурсовой поддержки и внедрения инноваций ФАО «НЦПК «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области»; Шатных А.В. проректор по организационно-методической работе ГАОУ ДПО ИРОСТ Курганской области, Барабас А. А., директор ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» Челябинской области, Казакова М.А. проректор по организационно-методической детальности и внешним связям ИРООО. В своих выступлениях спикеры представили региональный опыт организации системы профессионального развития педагогов.
Кроме того, в рамках открытия состоялась стендовая сессия лаборатории молодых педагогов «Будущий учитель – учитель будущего» на которой представлялись лучшие идеи проектной деятельности молодых педагогов совместно с обучающимися – участниками регионального подпроета «Будущий учитель – учитель будущего». Впервые будущие учителя «Ассистенты учителя» стали частью педагогического сообщества. Каждый участник мероприятия мог отдать свой голос за понравившийся проект «Интересная идея проекта» и «Рекомендовано к тиражированию».
В мировое кафе «Непрерывное образование педагогов: вклад в развитие человеческого капитала страны», предполагал участие специалисты, сопровождающих непрерывное профессиональное развитие педагогов в Российской Федерации и Республики Казахстан обсудили и разработали механизмы и формы взаимодействия в рамках Международного методического центра с целью обмена лучшими образовательными практиками по формированию навыков XXI века.
Одним из ярких событий стало проведение мастерских профессионала – методический ринг «Лучшие практики регионов РФ и Республики Казахстан», связанные с формированием формированию навыков XXI века. На площадке «Мастерская профессионала» по формированию у обучающихся финансовой грамотности свой опыт презентовали 3 мастера. Шубенина С. И., учитель БОУ «Лицей №34» г. Тюмени, показывала мастер-класс «Быть финансово грамотным - значит быть в тренде», где демонстрировала опыт по возможностям интеграции содержания учебных предметов, новые формы и приёмы формирования финансовой грамотности школьников. Глубокое знание учителем предмета мастерства и большой опыт практической деятельности в данной области способствовали тому, что присутствующие были увлечены на протяжении всего занятия и задавали мастеру много вопросов. Глазова Н. Н., учитель БОУ г. Омска «Гимназия №69 имени Чередова И. М.», обучала коллег приёмам развития у школьников личной финансовой культуры. Её мастер-класс «Личная финансовая культура - путь к успеху каждого человека» отличался многообразием предложенных участникам форм работы, техник, направленных на повышение мотивации к изучению вопросов финансовой грамотности. Занятие вызвало позитивный эмоциональный отклик всех присутствующих. Трофимова Е. В., учитель БОУ г. Омска «Гимназия №19», назвала свой мастер-класс «21 век: время считать деньги или управлять финансами». В ходе занятия мастер предложила участникам проверить, насколько они сами сегодня могут считать себя финансово грамотными, управлять своими доходами и расходами, научиться на основе выявленных дефицитов выстраивать траекторию деятельности обучающихся по овладению финансовой грамотностью. Участники выказали большую заинтересованность данной методикой.
«Мастерская профессионала» по формированию естественнонаучной грамотности Участники площадки познакомились с мастер-классами педагогов из Республика Алтай, Курганской и Омской областей. Коллеги продемонстрировали свои практики по формированию у обучающихся естественнонаучной грамотности. Первой продемонстрировать своё мастерство было предоставлено право Нашевой Ч.Т., учителю начальных классов МКОУ «Ташантинская основная общеобразовательная школа» Республика Алтай. Тема мастер-класса «Деятельность КОАПП, как средства формирования естественнонаучной грамотности обучающихся». В своём мастер-классе Чайнеш Тамдановна продемонстрировала приемы по формированию естественнонаучной грамотности средствами исследовательской деятельности младших школьников в Сайлюгемском национальном парке.
Следующий мастер-класс по теме «Периодизация методов обучения» представила Мешкова Ю. С., учитель биологии МБОУ города Кургана «Гимназия №19» . Юлия Станиславовна показала, как при формировании естественнонаучной грамотности происходит выбор стратегии собственных действий учеником, а также какие приёмы способствуют формированию естественнонаучной грамотности на уроках. Заключительный мастер-класс по теме «Возможности использования моделей для формирования естественнонаучной грамотности при обучении биологии» представила педагог из Омской области Гольнева Н. В., учитель биологии МБОУ «Любинская средняя общеобразовательная школа №3″. На мастер-классе Натальи Васильевны участники смогли разработать задания, позволяющие решать конкретные жизненные ситуации с использованием моделей. Все мастер-классы, представленные мастерами носили познавательный характер. По отзывам участников мастер-классов представленный опыт был интересен, полезен и увлекателен. Кроме того, было выражено общее мнение всех участников о необходимости проведения таких мастер-классов повторно!
«Мастерская профессионала» по формированию креативного мышления Мастер-класс по теме «Кроссенс как инновационный прием развития креативного мышления при организации читательской деятельности» представила Попова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей № 81» г. Тюмени, тьютор Тюменского областного государственного института развития регионального образования по реализации мероприятий, направленных на проектирование в регионе единой речекультурной среды. Ольга Викторовна, призер городского конкурса «Учитель года», награждена почетной грамотой губернатора Тюменской области. В рамках матер-класса участники познакомились с одним из приемов развития логического и творческого мышления – кроссенс, разгадывали предложенные мастером кроссенсы, составляли кроссворды в формате кроссенс с использованием интерактивной программы по сказкам П. Ершова. Из отзывов участников: «Кроссенс – просто тема для учащихся и для меня. Очень хочу попробовать», «Ольга Викторовна, здорово, это доступно для применения даже в малокомплектной школе». Мастер-класс по теме «Парад эффективных методов и приемов инновационных технологий на уроках музыки в 5-7 классах» продемонстрировал Ажикенов Серикжан Дауметович, учитель музыки и заместитель директора по воспитательной работе МКОУ «Теленгит-Сортогойская СОШ», Кош-Агачского района Республика Алтай. Серикжан Дауметович, является участником и финалистом республиканского конкурса «Учительская весна – 2017/2019», участником республиканского конкурса «Я психолог РА – 2016», финалистом муниципального конкура «Учитель здоровья». На мастер-классе участники поучаствовали в музыкальной разминке, познакомились с приемами «Хорошо-плохо», «Моё настроение».Из отзывов участников: «После музыкальной разминки было здорово, очень нужно для деток», «Очень интересно! Появились новые идеи для работы!» Мастер-класс по теме «Афоризм как универсальный инструмент: несколько шагов на пути формирования креативного мышления», представил Диянов Константин Сергеевич,заместитель директора, учитель истории и обществознания БОУ г. Омска «Гимназия №19». Константин Сергеевич - лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2017», обладатель премии «Лучший учитель Омской области за достижения в педагогической деятельности», 2018г.; Лауреат региональной премии «Народный герой» в номинации «Интеллект», 2016 г.; Победитель международного конкурса разработок уроков, посвященных тематике Великой Отечественной войны, проводившегося под эгидой Президиума Союзного государства России и Белоруссии в г. Москва в 2015 г. На мастер-классе участники познакомились с правилами построения афоризмов, занимались интерпретацией афоризмов, анализировали образы. Обсуждали, возможности применения афоризмов, как инструмента по формированию креативного мыщления. Из отзывов участников: «Константин Сергеевич, спасибо большое за труд», «Спасибо за полезные идеи».
В мастерской профессионала по формированию креативного грамотности приняли участие 7 мастеров. На мастер-классе педагогов из Новосибирской области Шпет Алины Евгеньевны и Федоровой Ангелины Владимировны «4К: перемена с пользой» участники научились считывать QR-коды и по ним находить себе партнеров по команде, искать задания, выполнять их, создавать портрет идеальной ученицы.На мастер-классе «От «гибких» умений к ключевым компетенциям», который провела педагог из Челябинской области Слуднова Наталья Викторовна, участникам была дана возможность «рассекретить» иллюзии, потренировать внимание, порешать шестиклеточные логиконы.Творческую среду создала в аудитории Угрюмова Альбина Рифовна, педагог из Тюменской области, на мастер-классе «Магия полета». Она предложила для развития креативного мышления воспользоваться синектикой, «взлететь» над обыденностью и начать изобретать, проводя между историческими понятиями прямую, личную, символическую и фантастическую аналогии.Никто из участников мастер-классов не остался равнодушным к тому, что происходило в аудитории «Актуально! Эффективно! Интересно! Спасибо большое, за возможность встретиться с такими педагогами!»
В завершении мероприятия состоялась экспертная площадка «Навыки XXI века: функциональная грамотность», где руководители телекоммуникационных проектов представили продукты совместной деятельности и электронный ресурс, на котором выложены данные материалы.
Итогом взаимодействия стала церемония подписания Соглашений между Институтом развития образования Омской области и ФАО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области», КГУ «Центр методической работы и информационных технологий в сфере образования» Северо-Казахстанская области», Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования, «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» Челябинской области, Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай, Институтом развития образования и социальных технологий Курганской области, Институтом развития образования и социальных технологий Курганской области, Тюменским областным государственным институтом развития регионального образования Тюменской области, Новосибирским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования. В результате создан первичный Совет Академии, который будет координировать работу Международного методического центра, инициировать и реализовывать международные педагогические проекты.
В своих отзывах участники образовательного события отметили важность и актуальность создании «Академия педагогического мастерства: навыки XXI века», высокий уровень подготовки и проведения мероприятия и выразили желание активно взаимодействовать в рамках Международного методического центра. Кроме того, зарубежные гости и гости из регионов РФ смогли окунуться в педагогическое профессиональное пространство Омской области, оценить его качество и профессионализм.
Материалы выступлений участников пленарной части открытия ММЦ "Академия педагогического мастерства: навыки XXI века":
Елецкая И.Б., Омская область - Кадровая политика в системе образования Омской области
Горбунова Т.С., Омская область - Открытие международного методического центра
Хохлов А.В., Челябинская область - Подходы к формированию функциональной грамотности