Образование без границ

Открытый педагогический клуб

Мы создаем условия для неформального образования и самообразования педагогических работников в возрасте 60+ в различных организационных формах, в том числе с использованием дистанционных технологий, повышая готовность педагогов «третьего возраста» к формированию у обучающихся навыков XXI века, к наставнической деятельности в работе с молодыми педагогами. Участники Клуба получат возможность:

  • освоить и/или развить отдельные профессиональные компетенции, обеспечивающие готовность к формированию у обучающихся навыков XXI века, формы андрагогического взаимодействия для наставнической деятельности в работе с молодыми педагогами.
  • осуществить неформальное общение с использованием современных средств связи, практические пробы по применению освоенных методов, приемов, технологий, направленных на формирование у обучающихся навыков XXI века.

Школа электронного педагога

Уважаемые коллеги! Если Вам интересны современные информационно-коммуникационные технологии, применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, модели смешанного обучения, разработка и использование электронных образовательных ресурсов и многое другое, мы рады видеть Вас в нашей Школе электронного педагога!

Подробнее...
Семинар
«Электронные средства обучения для реализации технологии смешанного обучения в образовательном процессе»

Материалы семинара...
Семинар
«Технологии реализации смешанного обучения в образовательном процессе»

Материалы семинара...
Семинар
«Электронный тест как педагогическое средство измерения уровня усвоения знаний обучающихся»

Материалы семинара...
Семинар
«Разработка электронных средств обучения для обобщения и контроля знаний обучающихся»

Материалы семинара...
Семинар
«Электронные образовательные ресурсы в практике современного педагога»

Материалы семинара...
Семинар
«Организационно-методическое сопровождение электронного обучения в образовательной организации»

Материалы семинара...
Семинар
«Технология формирующего оценивания в смешанном обучении»

Материалы семинара...
Семинар
«Технология «Перевернутый класс» как компонент смешанного обучения»

Материалы семинара...
Семинар
«Электронное обучение с позиции педагогического дизайна»

Материалы семинара...
Школа наставничества

Наставничество является необходимым условием реализации программы адаптации и профессионального образования молодых специалистов.

Эффективные механизмы взаимодействия наставника и начинающего педагога разработаны и рекомендованы региональным учебно-методическим объединением по общему образованию. Они предполагают реализацию примерной программы «Школа наставничества» и функционирование региональной дистанционной школы наставничества, о чем свидетельствуют следующие решения:

  • Решение регионального учебно-методического объединения по общему образованию о подготовке Советом муниципальных методических служб примерной программы работы педагогов-наставников с молодыми педагогами «Школа наставничества» на уровне образовательной организации (протокол заседания №1 от 10.03.2016 г.);
  • Решение регионального учебно-методического объединения по общему образованию об одобрении проекта примерной программы работы педагогов-наставников с молодыми педагогами «Школа наставничества» на уровне образовательной организации (протокол №2 от 16.06.2016 г.);
  • Решение регионального учебно-методического объединения по общему образованию об организации работы региональной дистанционной школы наставничества (протокол №3 от 20.09.2016г.)

В Омской области помочь организации деятельности наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации призвана примерная программа «Школа наставничества» со сроком реализации 3 года. Она предполагает реализацию цели по обеспечению качественного уровня развития системы наставничества на институциональном уровне и формирования эффективных механизмов взаимодействия наставника и начинающего педагога посредством следующих задач:

  • обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя;
  • использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками;
  • дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя;
  • повышать профессиональный уровень педагогов с учетом их потребностей, затруднений, достижений;
  • отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога;
  • повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности;
  • способствовать планированию карьеры молодых специалистов, мотивации к повышению квалификационного уровня;
  • приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре образовательной организации, способствовать объединению на основе школьных традиций.

В примерной программе сформулированы ожидаемые результаты для молодого специалиста и для наставника и определены критерии отбора наставника, принципы наставничества, примерная программа работы наставников с молодыми педагогами в течение трех лет, особенности и механизмы реализации программы, формы и методы работы педагога-наставника с молодыми специалистами, приведен тезаурус и имеется приложение. В примерной программе по годам определены мероприятия, характер деятельности наставника и результаты этой деятельности для молодого специалиста. В деятельности наставников выделены пять этапов: обучение молодого специалиста работать с нормативно-правовыми документами и составлять рабочие программы учебных предметов и курсов внеурочной деятельности; обучение способам организации образовательной деятельности; определение методической темы для самообразования молодого специалиста; организация мониторинга профессионального роста и создание портфолио молодого специалиста; подготовка к процедуре аттестации.

Программа "Школы наставничества"

Решением регионального учебно-методического объединения по общему образованию на базе БОУ ДПО «ИРООО» с 2016/17 учебного года функционирует региональная дистанционная школа наставничества. Для организации занятий разработана программа обучения на три года, назначен куратор школы, являющийся членом РУМО, привлечены ресурсы БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» и регионального учебно-методического объединения по общему образованию, определена отчетность путем заслушивания результатов дистанционной школы на заседаниях регионального учебно-методического отдела один раз в квартал. Основная часть участников представлена учителями-предметниками, весомая доля учителей начальных классов, есть представители дошкольных образовательных организаций и преподаватели техникумов и колледжей. За все время обучения состоялось 18 занятий. Их тематика определялась исходя их мероприятий, рекомендованных примерной программой «Школа наставничества». Занятия осуществляются в форме вебинаров. Видеозаписи занятий представлены в архиве, что дает возможность педагогам-наставникам повторно просмотреть содержание занятий или обсудить его с молодым специалистом. Электронный сертификат об обучении в дистанционной школе педагоги-наставники получают по истечении трех лет обучения по результатам систематического посещения вебинаров.

Тематика занятий дистанционной школы наставничества

Решением регионального учебно-методического объединения по общему образованию одобрено ежегодное проведение Дня наставника в рамках Областного педагогического марафона работников образования. В рамках этого мероприятия организовано обсуждение эффективных форм и методов работы педагога-наставника с молодыми специалистами и лучших примеров практики.

Программа Дня педагога наставника 2017г. и 2018г.

Конкурс

«НАСТАВНИК + МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ = КОМАНДА»

О конкурсе

С 2016 года региональным учебно-методическим объединением по общему образованию (№4 от 14.11.16 г.) инициирован и ежегодно проводится Областной конкурс профессионального мастерства среди молодых педагогов и их наставников «НАСТАВНИК + МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ = КОМАНДА» (далее Конкурс). Цели проведения Конкурса: повышение и укрепление престижа профессии учителя, активизация профессионального общения, обмена опытом, между педагогом-наставником и молодым педагогом, повышение профессиональной компетентности учителей-предметников, укрепление института наставничества среди педагогов Омской области, формирование культуры командной работы. Проведение Конкурса предполагает оценку методической компетентности педагогов, компетентности в области эффективного использования современных педагогических технологий, форм командной работы, эффективности профессионального взаимодействия педагога-наставника и молодого педагога, оценку различных форм презентации и самопрезентации, раскрывающих педагогический потенциал участников. Оценку конкурсных испытаний проводит жюри Конкурса, в состав которого входят члены регионального учебно-методического объединения по общему образованию, представители Министерства образования Омской области, сотрудники Института развития образования Омской области, члены Региональной лаборатории молодых педагогов, руководитель Совета муниципальных методических служб Омской области, члены региональных ассоциаций учителей-предметников, победители прошлых лет. Конкурс проводится в 2 тура: заочный и очный. Результатам первого (заочного) тура является оценка видеозаписи мероприятия по внеурочной деятельности, проведенного совместно педагогом – наставником и молодым педагогом под девизом «Вместе мы команда» и методической разработки сценария проведенного мероприятия. Каждая работа предварительно проверяется в программе на антиплагиат и оценивается несколькими членами жюри, один из которых председатель жюри. Результаты суммируются и получается рейтинг работ заочного тура. Совместное внеклассное мероприятие оценивается по четырем критериям: содержание мероприятия, технология проведения занятия, взаимодействие наставника и молодого педагога, результативность занятия. Во втором туре (очном) принимают участие все конкурсанты, решая кейс. В решении кейса оценивается дидактическая грамотность педагогов, умение представить продукт совместной деятельности и взаимодействие в команде при работе с кейсом. Организаторы конкурса составляют кейсы индивидуально для каждой команды с учетом специфики предмета, учебно-методического комплекта по которому работают педагогии и трех групп универсальных учебных действий. По итогам конкурсных испытаний первого дня жюри определяет 5 пар конкурсантов второго дня. Во второй день очного тура проводятся два конкурсных испытания - отдельно для педагога-наставника и молодого педагога. Конкурсным испытанием для педагога-наставника становится проведение мастер-класса, в котором педагог-наставник демонстрирует методические приемы работы с молодым педагогом, используемые им при передаче конкретного опыта организации образовательного процесса. Мастер-класс проходит под девизом «Знаю сам и научу другого». Жюри оценивает содержание и форму проведения мастер-класса, его продуктивность и компетентность в области работы с молодыми педагогами. Педагоги - наставники представляют мастер-классы по темам, по которым они выстраивают свою методическую работу. Конкурсным испытанием для молодого педагога становится презентация своей педагогической идеи, в которой он показывает, как именно им используется на практике опыт, переданный его педагогом-наставником. Презентация педагогической идеи молодого педагога предполагает использование видеозаписи фрагментов урока (уроков) молодого педагога, сделанной заранее, проходит под девизом «Я учусь и применяю» и оценивается по следующим критериям: содержание, умение презентовать свою педагогическую идею и использовать опыт педагога наставника в своей деятельности. По итогам заочного тура жюри определяет лучших в номинации «За качество организации внеурочной деятельности», а по итогам первого дня конкурсных испытаний второго тура (очного) отмечаются команды в номинации «За качество учебно-практических/учебно-познавательных задач». Всем командам-номинантам, не зависимо от того, являются ли они финалистами конкурса или нет, вручаются сертификаты и ценные призы.

Из истории конкурса. 2016 год

Областной конкурс профессионального мастерства «НАСТАВНИК +МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ=КОМАНДА», проходивший в стенах Института развития образования Омской области 2-3 ноября стал не просто точкой в календаре педагогического марафона, а большим восклицательным знаком! 22 команды из муниципальных районов Омской области приехали посоревноваться в своем педагогическом мастерстве и выявить лучших. Инициирован конкурс в 2016 году региональным учебно-методическим объединением по общему образованию, цель которого - повышение престижа профессии учителя, обмен опытом, между педагогом-наставником и молодым педагогом, укрепление института наставничества среди педагогов Омской области и формирование культуры командной работы Конкурс проводился в 2 тура: заочный и очный. В первом туре (заочном) участниками было проведено мероприятие по внеурочной деятельности под девизом «Вместе мы команда». Второй тур (очный) состоял из двух конкурсных дней. В первый день участники решали учебно-практические/учебно-познавательные задачи. Кроме того, для них была проведена серия мастер-классов педагогами, ставшими в разные годы победителями в различных конкурсах профессионального мастерства, в том числе и конкурса «Учитель года» Четвертных Татьяной Владимировной, Конышевым Валерием Александровичем и Ивановым Сергеем Васильевичем. По итогам дня первого жюри определило 5 пар финалистов - участников второго дня. Во второй день испытаний педагоги-наставники представили на суд компетентного жюри мастер-классы под девизом «Знаю сам и научу другого», где показали методические приемы работы с молодым педагогом, используемые им при передаче конкретного опыта организации образовательного процесса, а молодые педагоги презентовали свои педагогические идеи под девизом «Я учусь и применяю», в которых продемонстрировали, как именно ими используется на практике опыт, переданный педагогами – наставниками. По итогам заочного тура жюри определило лучших в номинации «За качество организации внеурочной деятельности» и отметило сертификатами и ценными призами команды Тарского, Русско-Полянского, Москаленского , Нижнеомского, муниципальных районов и БОУ г.Омска «Лицей БИТ». По итогам первого дня конкурсных испытаний второго тура (очного) были отмечены команды Исилькульского , Усть-Ишимского, Саргатского муниципальных районов и БОУ г.Омска «Лицей БИТ» в номинации «За качество учебно-практических/учебно-познавательных задач». Среди финалистов места распределились следующим образом: Дипломом третьей степени удостоена команда Исилькульского района МБОУ «Боевая СОШ». Учитель наставник - Филимонова Светлана Анатольевна, молодой педагог- Пташникова Анастасия Николаевна. Диплом второй степени вручен команде из Марьяновского МР. Педагог наставник - Назарюк Анна Николаевна, молодой педагог-Азаров Александр Алексеевич из Пикетинской школы. Первое место заняли 2 команды, показавшие высокие результаты по итогам всех конкурсных испытаний. Команда БОУ г.Омска «Лицей БИТ»: наставник Евсеева Вера Васильевна, молодой педагог-Печенко Тимофей Сергеевич и команда Нижнеомского МР –педагоги Нижнеомской СОШ №2-Муравьев Василий Алексеевич-наставник и Никитин Роман Валерьевич-молодой педагог. Поздравляем участников всех команд с состоявшимся образовательным событием!

О нас в СМИ

Из истории конкурса. 2017 год

1-2 ноября в стенах Института развития образования Омской области состоялся Областной конкурс профессионального мастерства «НАСТАВНИК +МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ=КОМАНДА». Представители 24 муниципальных районов Омской области приехали посоревноваться в своем педагогическом мастерстве и выявить лучших. Конкурс, инициированный в 2016 году региональным учебно-методическим объединением по общему образованию проводится второй год подряд с целью повышение престижа профессии учителя, обмена опытом, между педагогом-наставником и молодым педагогом, формирования культуры командной работы. Конкурс проводился в 2 тура: заочный и очный. В первом туре (заочном) участниками было проведено мероприятие по внеурочной деятельности под девизом «Вместе мы команда». Второй тур (очный) состоял из двух конкурсных дней. В первый день участники решали учебно-практические/учебно-познавательные задачи. Кроме того, для них была проведена серия мастер-классов сотрудниками Института развития образования Омской области и педагогами, ставшими в разные годы победителями в различных конкурсах профессионального мастерства: Дияновым Константином Сергеевичем, Вагнер Ларисой Владимировной и Бородавкиной Татьяной Григорьевной. По итогам дня первого жюри определило 5 пар финалистов - участников второго дня. Во второй день испытаний педагоги-наставники представили на суд компетентного жюри мастер-классы под девизом «Знаю сам и научу другого», где показали методические приемы работы с молодым педагогом, используемые им при передаче конкретного опыта организации образовательного процесса, а молодые педагоги презентовали свои педагогические идеи под девизом «Я учусь и применяю», в которых продемонстрировали, как именно ими используется на практике опыт, переданный педагогами – наставниками. По итогам заочного тура жюри определило лучших в номинации «За качество организации внеурочной деятельности» и отметило сертификатами и ценными призами команды Черлакского, Исилькульского, Русско-Полянского, Любинского, Москаленского муниципальных районов. Среди финалистов места распределились следующим образом: Дипломами лауреатов отмечены команды Крутинского района, в составе учителя –наставника Шанц Ирины Алексеевны и молодого педагога Кичигина Андрея Владимировича и Называевского района, учителя-наставника Баргова Светлана Алексеевна и молодой педагог Черняева Ульяна Владимировна. Дипломом третьей степени удостоена команда Русскополянского района БОУ «Русскополянская гимназия». Учитель наставник – Довженко Татьяна Алексеевна, молодой педагог - Марченко Ольга Сергеевна. Диплом второй степени вручен команде из Черлакского МР. Педагог наставник – Мартыненко Оксана Юрьевна, молодой педагог-Албуков Николай Николаевич из МБОУ «Черлакская СОШ №1». Первое место заняла команда из Муромцевского района в составе педагога - наставника Лисина Владимира Андреевича и молодого педагога Судницына Василия Валерьевича. Поздравляем участников всех команд с состоявшимся образовательным событием!

Из истории конкурса. 2018 год

1-2 ноября в стенах Института развития образования Омской области в третий раз состоялся Областной конкурс профессионального мастерства «НАСТАВНИК +МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ=КОМАНДА». Представители 19 муниципальных районов Омской области приехали посоревноваться в своем педагогическом мастерстве и выявить лучших. Впервые, среди участников заочного тура, помимо педагогов из Омской области, в конкурсе приняли участие 3 команды из Республики Казахстан. Конкурс, инициированный в 2016 году региональным учебно-методическим объединением по общему образованию и проводится с целью повышение престижа профессии учителя, обмена опытом, между педагогом-наставником и молодым педагогом, формирования культуры командной работы. Конкурс поистине образовательное событие! Проводится в 2 тура: заочный и очный. В первом туре (заочном) участниками было проведено мероприятие по внеурочной деятельности под девизом «Вместе мы команда». По итогам данного этапа конкурса жюри номинировало команду БОУ г. Омска «СОШ№33» «За качество организации внеурочной деятельности» . Второй тур (очный) состоял из двух конкурсных дней. В первый день участники решали учебно-практические/учебно-познавательные задачи. Кроме того, для них были проведены мастер-классы педагогами, ставшими в разные годы победителями в региональном этапе конкурса «Учитель года». Никитина Анна Викторовна, учитель истории и обществознания, МБОУ «Нижнеомская СОШ №2» Нижнеомского МР, Победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года – 2017» дала мастер-класс: «От движения к умозаключению». Гольнева Наталья Васильевна, учитель биологии МБОУ «Любинская средняя общеобразовательная школа № 3» Любинского МР, Победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года – 2018»., ее мастер-класс: «Возможности использования моделей для формирования естественно-научной грамотности» По итогам дня первого жюри определило 6 пар финалистов - участников второго дня. Во второй день испытаний педагоги-наставники представили на суд компетентного жюри мастер-классы под девизом «Знаю сам и научу другого», где показали методические приемы работы с молодым педагогом, используемые им при передаче конкретного опыта организации образовательного процесса, а молодые педагоги презентовали свои педагогические идеи под девизом «Я учусь и применяю», в которых продемонстрировали, как именно ими используется на практике опыт, переданный педагогами – наставниками. Среди финалистов места распределились следующим образом: Дипломами лауреатов отмечены команды Усть-Ишимского МР, в составе учителя –наставника Поповой Марины Игоревны, учитель начальных классов и молодого педагога Тупчик Дарьи Алексеевны, учитель начальных классов, Ященко Нины Даниловны, учителя географии и Сумской Светланы Олеговны, учителя биологии Москаленского МР, а также команда Любинского МР в составе Швайцер Елены Павловны, учителя начальных классов- учителя-наставника и молодого педагога Смоленцевой Екатерины Евгеньевны, учителя начальных классов. Дипломом третьей степени удостоена команда БОУ г.Омска «СОШ №53». Учитель наставник – Мубаракшина Людмила Рафаэловна, зам. директора, учитель английского и немецкого языка и молодого й педагог - Садуова Сания Касымовна, учитель начальных классов. Диплом второй степени вручен команде из Седельниковского МР. Педагог наставник –Седых Кирилл Владимирович, учитель физики и ИКТ , молодой педагог- Балашенко Ольга Анатольевна, учитель математики МБОУ «Рагозинская СОШ». Первое место заняла команда из Марьяновского МР МБОУ «Пикетинская СОШ» в составе педагога - наставника Дермер Ольги Ивановны, учителя русского языка и литературы и молодого педагога Дермер Светланы Александровны, учителя начальных классов. По отзывам участников и гостей, конкурс дает положительный заряд эмоций и мотивирует на дальнейшую командную работу. А, кроме того, участие в конкурсе раскрывает затруднения педагогов в области постановки и решения учебно-познавательных/ учебно-практических задач и дает «пищу» для размышления методическим службам районов в работе с педагогами. Поздравляем участников всех команд с состоявшимся образовательным событием!

Примеры кейсов

  • Разработайте учебно-практическую (учебно-познавательную) задачу и обоснуйте её возможности для формирования и развития регулятивного учебного действия, предусмотренного примерной основной образовательной программой, «организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планировать общие способы работы» по теме «Лексика. Культура речи» Предмет «Русский язык» 6 класс.
  • Разработайте учебно-практическую (учебно-познавательную) задачу и обоснуйте её возможности для формирования и развития регулятивного учебного действия, предусмотренного примерной основной образовательной программой, «учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию» по теме «Учимся писать сочинение». Предмет «Русский язык» 4 класс.
  • Разработайте учебно-практическую (учебно-познавательную) задачу и обоснуйте её возможности для формирования и развития коммуникативного учебного действия, предусмотренного примерной основной образовательной программой, «задавать вопросы» по теме «Страна детства». Предмет «Литературное чтение» 4 класс.

  • Разработайте учебно-практическую (учебно-познавательную) задачу и обоснуйте её возможности для формирования и развития регулятивного учебного действия, предусмотренного примерной основной образовательной программой, «формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности» по теме «Баскетбол». Предмет «Физическая культура» 8 класс.
  • Разработайте учебно-практическую (учебно-познавательную) задачу и обоснуйте её возможности для формирования и развития регулятивного учебного действия, предусмотренного примерной основной образовательной программой, «вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок» по теме «Знаки препинания при однородных членах предложения». Предмет «Русский язык» 3 класс.
  • Разработайте учебно-практическую (учебно-познавательную) задачу и обоснуйте её возможности для формирования и развития регулятивного учебного действия, предусмотренного примерной основной образовательной программой, «самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи» по теме «Слово и музыка». Предмет «Музыка» 5 класс.

  • Разработайте учебно-практическую (учебно-познавательную) задачу и обоснуйте её возможности для формирования и развития познавательного учебного действия, предусмотренного примерной основной образовательной программой, «ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст» по теме «Жизнь организмов на планете Земля». Предмет «Биология» 6 класс.
  • Разработайте учебно-практическую (учебно-познавательную) задачу и обоснуйте её возможности для формирования и развития познавательного учебного действия, предусмотренного примерной основной образовательной программой, «устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов» по теме «Русь Удельная в XII-XIII веках». Предмет «История России» 6 класс.
  • Разработайте учебно-практическую (учебно-познавательную) задачу и обоснуйте её возможности для формирования и развития познавательного учебного действия, предусмотренного примерной основной образовательной программой, «осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий» по теме «Ваш домашней стадион». Предмет «Физическая культура» 9 класс.

Фотогалерея конкурса «НАСТАВНИК + МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ = КОМАНДА»

Победители и призеры конкурса. 2018 г.

Победители и призеры конкурса. 2017 г.

Победители конкурса. 2016 г.